Воспитатель Топильская С.А.: |
|
|
Здоровьесберегающий аспект применения ИКТ в дошкольном учреждении |
|
Формирование здорового образа жизни у дошкольников |
Воспитатель Каширина Н.В.: |
|
|
|
Сценарий « Осенний КВН» | |
День знаний Иван-дурак | |
Портфолио |
Воспитатель Матросова С.В.: |
|
|
|
Воспитатель Попова М.Н.: |
|
|
|
|
Народное творчество, как основополагающее патриотического воспитания |
|
Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста |
Старший воспитатель Рыкова Г.А.:
Воспитатель Киршина Т.Г: |
|
|
|
|
|
|
Организация предметно – пространственной развивающей среды в группе «Солнышко» |
|
Учитель-логопед Астахова О.В.: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспитатель Широбоких Н.В.: |
|
|
Развитие познавательной активности детей через дидактические игры. |
|
|
|
Конспект занятия по познавательному развитию "Государственная символика России" |
|
Информация для ознакомления: |
|||||||
|
ФЗ №10 "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" |
Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы.
Создание благоприятных условий для полноценного пребывания ребенком с ОВЗ дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника - приоритетные направления развития ДОУ. В настоящее время в детском саду пребывает 29 детей с ОВЗ.
Детский сад комбинированного вида – это дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда. В ДОУ созданы комбинированные группы, являющиеся аналогом инклюзивной группы, для которой законодательно определен штат, финансирование, образовательные программы. На базе ДОУ возможны различные формы инклюзии. Для категорий детей со сложной структурой дефекта разработка форм социальной инклюзии – создание на базе сада дополнительных образовательных услуг, куда могут привлекаться дети возрастной нормы, организация мероприятий по включению семей с детьми со сложной структурой дефекта в социальные программы города (посещение театров, музеев, конкурсов, фестивалей и т.д.)
Особенности организации инклюзивного образования в детском саду
Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Существование детей, чьи образовательные проблемы не подходят под общепринятые нормы предусматривает необходимость обеспечения их дополнительной поддержкой в обучении. Реализация программы инклюзивного образования детей дает возможность создать благоприятные условий для полноценного проживания ребенком с ОВЗ дошкольного детства, а так же формирование основ базовой культуры личности.
С 2016 учебного года на базе детского сада реализуется программа инклюзивного образования детей в рамках реализации государственной программы Тамбовской области "Доступная среда" на 2016-2021 годы,направленной на создание благоприятных условий для полноценного пребывания ребенком с ОВЗ дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности.
Контингент детей с ограниченными особенностями здоровья в нашем дошкольном учреждении составляют дети с различными психическими и физическими особенностями:
" дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП),
" дети с нарушениями аутистического спектра,
" дети с умственной отсталостью,
" дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР),
" дети с нарушениями речи (ФФН).
Одной из форм обучения и воспитания в детском саду является организация групп комбинированной направленности, в которых одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определёнными отклонения в развитии. Целью функционирования таких групп является социализация детей с ограниченными возможностями и воспитание толерантного отношения к ним детского коллектива.
Однако, включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников выявляет ряд проблем:
" не все дети с ОВЗ готовы к включению в группу из-за соматической ослабленности; несформированности элементарных коммуникативных навыков, приводящей к проблемам во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; трудностей адаптации (большой объем информации, резкое увеличение социальных контактов, новые правила поведения и др.);
" некоторые дети с ОВЗ совершают действия, не принятые социальными нормами;
" отсутствие опыта общения нормально развивающихся детей с детьми с ОВЗ может приводить к неприязни и даже агрессии (дети с ОВЗ не принимаются сверстниками в игру, их сторонятся, могут высказывать брезгливость и негативное отношение к их внешнему виду и поведению).
Данные проблемы требуют деликатного и гибкого подхода. Постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Кадровое обеспечение
В целях обеспечения освоения детьми с ОВЗ в полном объеме образовательной программы, коррекции недостатков их физического или психического развития налажено тесное взаимодействие специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, медицинской сестры и воспитателя.Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы ирезультатом этого сопровождения является успешная адаптация и реабилитация детей с ОВЗ.
Для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо создание специальных образовательных условий. Одним из таких условий является наличие специалиста сопровождения. Проблема, которая возникла перед администрацией детского сада это отсутствие рядом с ребёнком-инвалидом человека, непосредственно оказывающего необходимую помощь на протяжении всего дня. Таким специалистом является тьютор. Было принято решение об обучении специалиста данного профиля, который прошел курсовую подготовку в мае 2017 года. Воспитатели групп комбинированной направленности успешно освоили программу повышения квалификации "Проектирование образовательного процесса в условиях инклюзивного образования". Использование возможности социума для решения проблем детей с ограниченными возможностями важная составляющая инклюзивного образования. Социальное партнерство нацелено как на активную адаптацию детей, так и создание благоприятной среды для этого.
Активное сотрудничество с музеями, учреждениями дополнительного образования, дает возможность детям с особыми потребностями обеспечения их полноценного участия в жизни общества, их личностному росту.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ, посещающих дошкольное учреждение, отвечает не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории. На этапе внедрения инклюзии материально-техническое обеспечение было значительно улучшено. В результате участие в программе "Доступная среда" детский сад получил финансовую поддержку, благодаря которой были приобретены комплекты дидактического оборудования, нужного для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающие требованиям ФГОС. Установка и монтаж специализированного технологического оборудования завершен в августе прошлого года.
Помещения, в которых проводятся занятия, оснащены необходимым оборудования для игровых, диагностических и терапевтических сеансов с детьми, а именно: оборудование для развития общей подвижности; средства для развития невербальной коммуникации; игрушки для развития ручных навыков, тактильного, зрительного, слухового восприятия; развития мышления, речи и языка. Логопедический кабинет оснащен специализированным оборудованием.
Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей.
Организован и запущен в работу кабинет психологической разгрузки "Сенсорная комната".
Система работы в сенсорной комнате, направленная на регуляцию эмоционального состояния и поведения детей, повышение самооценки и уверенности в себе, на развитие коммуникативных способностей, регуляцию психоэмоционального состояния ребенка, развитие познавательной сферы.
Кабинет дефектолога предназначен для индивидуальных занятий с детьми. Здесь созданы условия для системного развития возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта и развития психических функций.
В кабинете имеется необходимое оборудование для проведения коррекционно-развивающих занятий: познавательно-развивающие пособия и материалы, учебно-методическая литература. Созданная предметно-развивающая среда групп комбинированной направленности позволяет воспитателям решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Посещая группу, ребёнок пребывает в максимальном психологическом комфорте. Воспитатели постарались создать все возможности для реализации права ребёнка на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Работа специалистов детского сада с детьми с ОВЗ началась с психолого-педагогического обследования, установления эмоционального контакта, формирования элементарных коммуникативных навыков и первичная социализация.
Параллельно проводится разноплановая работа с родителями: выяснения степени понимания сильных и слабых сторон, уровня развития ребенка, наличия адекватного воспитательного подхода, готовности и умения сотрудничать с специалистами, взаимодействовать с родителями других детей, понимания организации инклюзивного воспитательно-образовательного процесса.
Работа с семьей
Активность семьи -важная составляющая инклюзивного образования. Одной из поставленных коллективом задач, является привлечение семьи в образовательное пространство. В работе с родителями наши педагоги используют различные формы: индивидуальные консультации, мастер-классы, семинары. Родители могут принимать участие в подгрупповых и индивидуальных занятиях. Для родителей разработаны буклеты и памятки, которые содержат игры и упражнения по проведению занятий с ребенком дома.
Ребенок с ОВЗ посещает группу наравне с нормально развивающимися сверстниками, а педагог-психолог отслеживает эмоциональное благополучие всех воспитанников группы.
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.